Штатив при съёмке пейзажей оказывает не меньшее влияние на результат, чем выбор камеры и объектива. Также применение штатива играет ключевую роль при достижении определённых целей для студийных съёмок, съёмок группы людей, макросъемки и др. А также следует помнить, что штатив просто необходим при съёмке ночью. Штатив способствует достижению трёх целей: точному позиционированию камеры, избавлению от «шевёленки», использованию низкой чувствительности для исключения артефактов (зерна, шумов на цифровых камерах).
Любой штатив условно состоит из двух частей — ножки и штативная голова. Тренога отвечает для устойчивость всей конструкции и базовое расположение в пространстве. Голова позволяет более тонко настроить положение самого фотоаппарата. Опять же условно штативы делятся на те, у которых голова съёмная и те, у которых она составляет одно целое с основанием. В первом случае вы можете менять верхнюю часть в зависимости от своих потребностей — это может быть шаровая голова, 3Д или панорамная. Во втором это невозможно. Естественно, штативы с несъемной головой стоят существенно дешевле и в большинстве случаев нацелены на любителей, в основном это недорогие алюминиевые модели. Наверное не сильно погрешу против истины, сказав, что основным критерием выбора того или иного товара для многих служит цена. В случае со штативами цена практически напрямую связана с материалом, из которого он изготовлен. Самые дешёвые — алюминиевые, дороже — из всевозможных алюминиевых сплавов и самые дорогие — карбоновые. Таким образом, выбирая ценовую группу, вы выбираете и материал. Так же с ростом цены растут и дополнительные возможности самих штативов.
Помимо описанных выше, характеристики штативов можно свести к довольно небольшому количеству действительно важных параметров. Попробуем объединить все вместе в единый список: высота штатива в сложенном и разложенном виде; вес самого штатива и вес оборудования, которое он выдерживает; материал штатива; тип головы; дополнительные опции. Давайте рассмотрим их более подробно. Начнём с высоты. В первую очередь высота штатива определяется вашим ростом, чем выше вы сами, тем выше должен находится и фотоаппарат, чтобы было удобно снимать. Кроме этого важен и сценарий использования, скажем при студийной съёмке лучше взять штатив повыше, чтобы иметь возможность снимать с высокой точки. При макросъемке более важна минимальная высота (некоторые штативы позволяют перевернуть центральную штангу, чтобы расположить фотоаппарат максимально низко к поверхности земли). Если вы планируете использовать его как «походный», то помимо высоты в разложенном виде, важна и высота сложенного штатива, от этого зависит удобство ношения.
Вторая характеристика — вес, он опять же зависит от того, как вы будете использовать треногу и от типа и веса оборудования, которое вы планируете на неё ставить. Естественно, что чем тяжелее ваш фотоаппарат, тем тяжелее должен быть и штатив, иначе вся конструкция теряет устойчивость. В среднем камера, объектив и вспышка редко весят больше двух — двух с половиной килограммов, поэтому допустимая нагрузка до 5 кг вполне подходит для большинства фотографов и позволяет сохранить компактность самого штатива. Для студийной съёмки этот параметр менее важен, более массивный штатив может быть даже предпочтительнее. Стоит обратить внимание на то, чтобы контактная площадка, к которой крепится фотоаппарат, держала его и в вертикальном и в горизонтальном положении независимо от длины объектива, наличия вспышки, батарейной ручки. Часто крепления штативов, рассчитанных на небольшой вес, не справляются с массивными фотоаппаратами даже при незначительном отклонении от горизонтальной плоскости. Стоит помнить об этой особенности, если вы планируете докупать длиннофокусную оптику.
Как и обещал выше, более подробно про материалы. Самый недорогой — алюминий, из него обычно делают лёгкие, компактные штативы с несъемной головой. Они подходят для начинающих, стоят недорого, но большинство моделей невысокие и плохо держат фотоаппараты, особенно в вертикальной ориентации кадра. Кроме этого для устойчивости ноги могут прикрепляться к центральной колонне, что лишает возможности независимо регулировать угол их наклона. При всех минусах, для ночной съёмки, лучше такая стабилизация, чем никакой. Штативы из алюминиевых сплавов более тяжёлые и прочные, обладают большей высотой, уверенно держат даже довольно тяжёлые камеры. В отличие от чисто алюминиевых, почти всегда возможна независимая регулировка каждой ноги штатива не только по высоте, но и по углу. Такие штативы намного более удобны при съёмках на природе, более устойчивые, чаще всего делаются со съёмными головами. Вес обычно выше, чем у алюминиевых, но для компактных моделей вполне разумный. У этих штативов уже появляются дополнительные опции. По соотношению цена/возможности они являются наиболее интересными. Карбоновые штативы — самые дорогие, однако, в зависимости от модели и целей, могут быть и легче и тяжелее штативов из других материалов, при этом благодаря нескольким разноориентированным слоям материала ножек они очень прочные и имеют наибольшую высоту среди аналогов. Такие треноги хорошо подходят как для студийной съёмки, так и в качестве переносных. Обычно в них реализованы все самые интересные технические решения, которыми располагает производитель. Единственным существенным их минусом является цена, она в несколько раз выше таких же по функциональности штативов из алюминиевого сплава.